Священные камни Руси

Многие, занимаясь различными духовными и эзотерическими практиками, посещают Места Силы. Откуда там Сила и что нам рассказывают камни на этих местах, об этом хотелось рассказать в статье.

Там, где сходятся дороги…
 Там, где наступают сроки,
 Там, где сходятся дороги,

 Там, где ветры рвутся в клочья,
 Там, где день не знает ночи,
 Там, где смотрит Камушек

 Да на шесть сторонушек —
 Огнь и ветер, волче статью —
 Я плету свое заклятье…

 (М. Грашина)
 
    Славянские и угро-финские племена поклонялись священным камням и эту традицию мы можем проследить на территории всей европейской части России. На территории любого славянского святилища обязательно находились камни, которые исполняли различные функции, какие-то из них известны, какие-то пока не разгаданы. Допустим о назначение камней-перстовиков, археологи до сих пор не могут высказать определенного мнения.

   Значение этих священных камней в славянской традиции для населения было настолько велико, что с приходом христианства церковь с ними боролась вплоть до начала 19 века. Здесь можно вспомнить наиболее известную историю Синь-камня. Во многих сказках камень играет важную роль: камень на перепутье дорог, из-под камня вытаскивается священное оружие, камень открывает проход в тридевятое царство.
    Когда мы сталкиваемся с любым феноменом в той или иной традиции, то должны понимать, что он отражает некий единый символ. Допустим, обряд вокруг любого дерева будет отражать его связь с Мировым Древом.

Алатырь

    Многие наши заговоры начинаются со слов: "На море на Окияне, на острове на Буяне лежит бел горюч камень Алатырь…" 

На камень Алатырь ссылаются во многих легендах и былинах, он упоминается в Голубиной книге «Белый Латырь камень всем камням мати». Алатырь-гора в славянской космогонии - это Центр Мира, Мировая Гора. Храм в представлении индоевропейцев представляет «образ Мира», будь это огромные святилища Арконы или небольшое капище сельского поселения, каждое святилище повторяет одну единую структуру.

   Каждый храм на сакральном уровне повторяет пространство Мироздания (обряд освящения храма – мифологема сотворения Мира), а алтарь – отражение Центра Мира. С шаманских времен Центр Мира – Мировое  Древо или Мировая гора, соединяют разные Миры: нижний, средний (земной) и верхний. Каждый из этих архетипических образов может выступать в разных вариантах. Гора – остров – камень; Древо – столб – росток. В этом центре Мира находится Сила, через которую работает Жрец, эта сила дает ему возможность донести послание в верхние  или нижние Миры Богам.  

  Этим и интересно попасть на древнее капище, что бы приобщиться к Силе. Получить благословение можно именно там, где находится ее источник, там. где находится мировое Древо или лежит Камень, отмечающий начало сотворения Мира.
    Сколько бы не говорили о принятии христианства на Руси в конце 10 века, древним Богам поклонялись еще очень долго. Святилище под Козельском (Калужская обл.) прекратило существовать в середине 13 века, на Вологодчине славянское святилище действовало вплоть до конца XVI века, что говорит не о таком радостном принятии славянами  и угро-финами христианства.
   Почитаемый  славянами камень являлся центром Вселенной, а конкретные Боги были эманациями (сыновьями) Бога Рода – родоначальника нашего мира. Если перевести все это на христианское понимание устройства Верхнего Мира, то эти Боги были Архангелами и Ангелами. Понятие тонких сущностей пришло в иудаизм из зороастризма, где семь Амешаспентов являются проявленными в тонкоматериальном мире эманациями Ахура Мазды и отвечают за определенные стороны бытия, а язаты – уровень ангелов.


Центры Вселенной

    Священные камни делятся по своему местоположению – на горе или под горой. Камень, стоящий на горе связывался с Солнечными Богами: Сварогом, Даждьбогом, Ярилой, Перуном. Под горой – с Земными Богами, Богами, связанными с Нижним Миром: Велесом, Макошь, Дыем.

 Одно из часто встречающихся названий, данных камням в России: Конь-Камень. Два самых известных из них - Конь-Камень на берегу реки Красивой Мечи в Тульской области. Стоит он на трех небольших камнях и очень похож на северный сейд, но о них позже. Местные предания связывают камень с конем некого витязя, погибшего в этих местах, а его конь окаменел, по ночам он оживает и скачет по окрестным полям. Во время «скотского мора», падежа скотины, камень опахивали, чтобы остановить бедствие.
   Другой известный священный камень на острове Коневец на Ладоге. Этот Конь-камень еще огромнее, даже монахи Валаамского монастыря не смогли его уничтожить. Камнь-Гром, послуживший в дальнейшем основанием Медному всаднику предположительно тоже носил название Конь-Камня, еще один с такимже названием находится на территории Коломенского музея.
   На самом деле такие камни нельзя связывать с животным, а придания пытаются хоть как-то объяснить название камня. Корень кон/кън, то есть круг, начало и завершение чего-либо. Покон, закон, исконный, то есть круг, коловращение, которое в славянской традиции связано с сотворением Мира. Сварог проявил свет, а Велес закрутил Сваргу и создал материальный мир, сварганил его. Значит Конь-камень – это центральный камень, Центр мира. Он тождественен камню Алатырь.
   Мировая Гора соединяет Миры, значит, в этом месте можно обращаться к богам Верхнего Мира, солнечным Богам, но это и связь с нижним миром, связь с предками, связь с тридевятым царством.  Сказки, как отражение верований народа часто повествуют, что открывается камень и оттуда кто-то выходит или камень закрывает проход в Иной Мир, его нужно отодвинуть и туда пройти. Такая же тема прослеживается, при встрече добра молодца с камнем на перекрестке дорог. У этого камня дороги не только сходятся, но и ведут в Иной Мир, в тридевятое царство. Опять-таки, если обращаемся к магическим ритуалам и заговорам, то там нужно что-то (предмет) оставить на перекрестке дорог. Про камень уже забыли, а перекресток остался, предмет на который перекинули негатив должен уйти в Иной Мир из нашего материального, а переход можно совершить только через Центр Мира.

Нижний Мир, куда может привести Камень

      Нижний Мир, Навь, в славянской традиции делится на два: светлый мир Слави и Пекло. Мир Слави – это  мир Душ предков, Покровителей, Охранителей, светлых существ. Пекло или Темная Навь – мир низких вибраций, мрака и тьмы, тот, куда не проникает изначальный Свет и, населяют его низкие сущности.

  Часто на славянских святилищах встречаются камни-чашечники - места  жертвоприношения. Они могут располагаться рядом с камнем, который представляет Центр мира или поодаль. Здесь приносились жертвы Богам или предкам. Современная установка камня на могиле покойного, как вместилище души умершего, восходит, скорее всего, к этим древним традициям.

       Если камни, стоящие на горе посвящались солнечным Богам, то под горой, у воды Богам, связанным с миромСлави, Богам, стоящим у «Порога».

     С ними было связано плодородие земли, если солнечная энергия оплодотворяла ( ее символ Бог Ярило, оплодотворяющее Солнце), то Велес отвечал за созревание урожая, за материализацию, он отвечал за огонь земной, здесь пожалуй хранится разгадка понятия Черного Солнца. С Велесом и Макошь связывают  целительство и магию.
    Камни, посвященные Велесу встречаются пожалуй чаще всего. Это и Боровский камень и знаменитый Синь-камень под Переславлем-Залесским, и Ростовский Велесов Камень, в Подмосковье в Красногорском районе. Но надо не забывать, что Боровицкий холм связан с именем Велеса и Купалы и на склоне до сих пор лежит тот камень, его еще ассоциируют с Василием Темным. Много таких камней в Новгородской и Псковской областях. Не забываем, что Велес – Волос – Волхов еще и связан с торговлей и капище Велеса в Новгороде великом было в черте города, а Перуна за городом.

    Целебными свойствами обладали камни, посвященные Богине Макошь, Богине-матери и не забываем, что она еще была еще Богиней Судьбы. Знаменитые: Девий камень в Коломенском и Киндяковский камень в Шутовом лесу посвящены этой Богине-Матери. К ним идут  женщины, желающие исцелиться от женских болезней, несут больных детей, чтобы выздравили. Правда было еще одно Но, если суждено выздороветь, то быстро пойдет на поправку, если нет, то быстро угаснет.

Здесь выступает еще одна функция Макошь, ответственность за судьбу людей вместе с ее дочерьми Долей и Недолей.  Во многих верованиях три Богини отвечают не только за судьбу людей, но и за судьбу Богов: парки, норны, мойры. Есть по этому поводу есть еще придания, что к Киндяковскому камню ездили русские князья заключать договора, это отображено в летописях. В дальнейшем, с приходом христианства, культ Богини Макошь перерос в культ Параскевы Пятницы.

  Сам камень, как архетипический образ связан именно с нижним миром, ведь он квинтэссенция материального мира.


Камни следовики, чашечники и алтари

     Поклонение такого типа камням скорее всего уходит так же на уровень космогонии, на уровень творения Мироздания двумя богами Белобогом и Чернобогом, как еще одними сыновьями Бога Рода. Эти отголоски, скорее всего идут  из того же зороастризма, где единый Бог Зерван и две его эманации Ахура Мазда и Ахриман. В сказаниях именно Чернобог вынул из праокеана: горсть земли, камень. Этот камень стал  «всем камням мати», ибо он и породил все прочие камни и землю в целом  и на немотпечаталась рука Чернобога, функции которого в дальнейшем перешли к Велесу. Отпечаток руки Чернобога остался на Алатырь-камне, а значит и на поверхности других священных камнях.

    Почитание камней «следовиков» известно на всей европейской территории  и не только Руси, но и в Прибалтике. Камень-следовик содержит на себе след человека или животного. Этот след можем быть хорошо обработанный или слега напоминающий его и приписывают их или божественной или нечистой силе. Эти «следы» могут называться  — «Божьими», «Бесовыми», «Чертовыми», следами Богородицы или различных святых. Так же встречаются различные копытца. Из следов божьих брали воду, скопившейся в углублениях и поили людей, чтобы выздоровели, а из копытец – животных. Тут мы сразу вспоминаем сказку про Аленушку и братца Иванушку.

      Камни-чашечники, на поверхности которых находились углубления, напоминающее чашу, в несколько сантиметров в диаметре. Эти камни служили  жертвенниками, куда клалась жертва. Это могла быть кровь жертвенного животного, молоко, творог, зерно; это, скорее всего, зависело от того, какому богу было посвящено святилище. Часто из чаши существовал слив. Сама чаша была разных размеров и разной формы. Разновидность камней-чашечников – это камни-перстовики, само название говорит о том, что размер  углублений соответствует размеру перста.  Таких отверстий в камне может быть от нескольких штук до нескольких десятков.
     Столкнувшись с таким камнем первый раз на чертовом Городище близ Козельска, выяснить у местного гида  предназначение камня мне не удалось, но я наткнулась впоследствии на материал Л. Василявичюса, который  пишет об одном из таких камней,  предание, записанное в Пелесе (Литва): «На горе Грунтас есть камень, на котором выбито около ста ямочек. Каждый человек выбивал себе отдельную ямочку и через нее обращался к умершему здесь пастуху Антанелису».

    Возможно, и камни на Руси служили для этого. Камни-чашечники и камни-перстовики есть и на Чертовом городище и рядом с Конь-камнем  в Тульской области.

Сакральная география

   Древние жрецы использовали рельеф местности для возведения своих святилищ не хуже любых мастеров Фен-шуй. На холмах ставились святилища, посвященные солнечным Богам, которые несли мужскую энергию - Сварогу, Яриле, Перуну, в низине – женская энергия Макошь, Костроме, а также Велесу, как Богу стерегущему проход в мир Нави. Здесь соблюдались законы магии, вытянутые предметы считались «мужскими», чашеобразные – «женскими». Это отражало священный брак «Земли и Неба».
   Большинство комплексов имеет ориентацию по сторонам света, что говорит о том, что этот фактор обязательно учитывался
      Рядом со святилищем обязательно протекает или река или ручей. Камень – Центр Мира, архетип Мировой горы. Водный поток – реки, берущие начало в Центре мира от Алатырь-камня.  Это еще и источник Судеб, рядом с которым Богини судьбы пряли свои нити.

 

 

Контакты


8-929-921-90-41
8-905-578-05-29
energopci-b2b@yandex.ru

Адрес

Москва, ул. Льва Толстого дом 19/2

2012 © Магия-биоэнергетики.рф

Социальная сеть АНТАКАРАНА для всех, кто идет путем самосовершенствования
Всё о развитии человека и самопознании