Таро, непридуманная история возникновения карт








   Знать историю возникновения системы Таро, а это именно система, стоит только по тому, что это знание поможет многим избавиться от излишних страхов и не попадаться на многие утки, которые прописаны во многих книжках достаточно «уважаемых авторов». Итак, история возникновения карт Таро очень туманна, содержит много спекуляций, которые не подтверждаются историческими фактами. Здесь много домыслов, поскольку нет конкретного источника их возникновения, лица, которому было бы приписано их создание.
    Мы можем попробовать выстроить какие-то логические цепочки, но не на домыслах и восторженных видениях экзальтированных господ, а на исторических фактах. Некоторые из тарологов относят создание карт во времена Древнего Египта, рассказывая про ненайденный храм, книгу мудрости и использование их в мистериях. Другие отправляют еще дальше в Индию, яко бы оттуда они были принесены племенем цыган. Есть даже те, кто предполагает аж Китайский след в происхождении карт Таро. Насколько это возможно?
   Давайте более критично подойдем к этому моменту и посмотрим на имеющиеся исторические факты. Первое упоминание о Таро в письменных источниках датируется 1367 годом в каноне Берна о запрете на карточную игру. Сделаем для себя отметку – это середина 14 века, карты уже существовали, и на них католическая церковь налагает запрет.   
    Первая найденная колода Таро, боле менее идентичная тем, которые мы сейчас имеем, датируется 1392 годом, сохранились фрагменты этих колод. Считается, что их создал Жакмен Грингоннеp, шут французского короля для его развлечения. Но в этой колоде отсутствуют Старшие Арканы.  В 1450 создается колода для графа Висконти и девицы Сфорца, как подарок на свадьбу. Фрагменты этой колоды составили самую древнюю из сохранившихся до наших дней, состоящую из 78 карт Таро. В это же время в эзотерике появляться такое направление, как «христианская каббала», но о нем чуть позже.
   В 1540 году в Италии издается книга «Марколино «Гадание», где указывается о порицательных свойствах карт Таро. Начало ХVII века – появляется трактат «Слава и исповедь розенкрейцеров", который стал манифестом тайного общества розенкрейцеров, где отмечается   эзотерическая сущность Таро и их предсказательные возможности. XVIII-XIX века – расцвет интереса к Таро.  Здесь мы встречаем уже известные имена: Эттейлла с книгой «Предсказательное Таро», Элефас Леви, Папюс, Мак-Грегор Мазерс из ордена Золотой Зори, Алистер Кроули, вышедший от туда же. Борьба французской и английской школ Таро. Русские эзотерики, серьезно анализирующие Таро: Владимир Шмаков, розенкрейцер Г.О.М.(Григорий Оттович Мёбес)
Почему, собственно говоря, все сбрасывают со счетов Европу, в которой  всегда было много своих тайных орденов и религиозных течений, чьи духовные воззрения не совпадали с догмами католической церкви. Попытки инквизиции зачистить поле от инакомыслия только заставило совершенствовать искусство шифрования и конспирации. Юг Франции и север Испании  и Италии исторически было сосредоточением еретических мистических знаний. Хочется большей значимости? Но любое учение всегда строится на предшествующем знании, отсюда связь с древними учениями. Но давайте все-таки попробуем разобраться.

Возникновение понятия карт в мире

  Начнем с того, что бы определить, где же вообще появились карты, как понятие.  Игральные карты и их предсказательные варианты встречаются  в разных странах мира. В Китае игральные карты упоминаются уже в VIII веке, где ими служили просто денежные купюры с изображениями императоров.  В XIII веке возникла колода игральных карт, где были четыре масти связанные со временами года и 52-мя неделями в году, был аналог Джокера, но не карт двора не Старших Арканов в китайских колодах не было.
   В Индии был свой вариант игральных карт, ни назывались карты Ганджифа, которые известны с XVI века. Есть придание, что они перекочевали в Индию из Персии. Как помним, Таро в Европе уже было создано. Количество мастей в картах Ганджифа было разное от 8 до 12, количество карт в каждой масти соответствовало - десяти. Там присутствовали Раджа (шах, король) и Визирь (министр). Мастями служили стороны света, планеты, двенадцать знаков зодиака, воплощения бога Вишну (аватары).
   Известны так же и ближневосточные игральные карты. Одна из колод, хранится в музее Турции, происходящая, как считается, из Египта эпохи Мамлюков (XV век). В колоде четыре масти, а это уже больше похоже на колоду марсельского Таро. В ближневосточной колоде присутствуют: монеты, чаши, мечи и клюшки для поло. В каждой масти три фигурные карты: Малик (король), Набиб малик (первый министр) и Тани Мабиб (второй министр). Всего 52 карты.
Ранние европейские названия игральных карт (наиби, наиббе, наипес и т. п.), возможно, происходят от мамлюкских Министров-наибов. Но Старших Арканов здесь опять нет.
   Итак, из исламского мира (Египта или Турции) карты попадают в Европу (сначала в Испанию и Италию) где-то в 13-XIV веках. Европейцы с удовольствием заимствовали восточные игры, такие как шашки и шахматы. И игра в карты им тоже понравилась, вспоминаем про шута Карла VI, который все карты двора персонифицировал с конкретными историческими личностями. С картами двора все более-менее ясно. Европейцы усовершенствовали карты и ввели европейские понятия: Короли, Валеты, Пажи, ну и какой король без Королевы. Но откуда взялись все-таки старшие арканы?
Есть еще одна легенда о Таро, которая кочует от одного автора к другому, яко бы они несли древние зашифрованные тайные знания. Откуда она взялась?
 Старшие Арканы Таро прекрасно ложатся на каббалистическое древо Сефирот.  Изначально Каббала считалась только иудейским учением и являлась эзотерическим толкование Торы. Однако, вследствие своего дальнейшего развития, проявлялась ее все более тесная связь с христианством. Тора – это Пятикнижие Моисея, вошедшее в Ветхий Завет. Старшие Арканы Таро  отражают основные архетипические понятия каждой из Сефир.
 Теперь давайте вернемся к каббале и посмотрим, что происходило интересного  в этом учении в период появления Таро.
 С VIII по XV век большая часть Испании принадлежала арабам Магриба, здесь господствовал ислам, но на этой территории существовали большие иудейская и христианские общины. Провинции Андалусия и Гранада были процветающими территориями, уровень цивилизации в халифате значительно превосходили Испанскую и Французскую времен средневековья. Халифы Магриба властвовали мудро и справедливо, они проявляли высокую терпимость к христианам и евреям. Кроме того мусульмане покровительствовали искусствам, поддерживали развитие науки и создали в Кордобе наилучшую на то время городскую инфраструктуру в Европе. В период наибольшего расцвета Халифат был одним из самых передовых в экономическом отношении европейским государством.
   Каббалистическое учение здесь получило новый творческий импульс и стало развиваться как течение еврейской мысли в совершенно новой, теургической интерпретации смысла исполнения заповедей Моисея. В Магрибе возникает школа экстатической или пророческой каббалы. Школа, основанная Ицхаком бен Шломо Лурия Ашкенази в XVI веке, будет влиять на учение на протяжении всей последующей истории еврейской мистики.
 Каббалисты данного направления представляли Сифирот, как отделенные интеллекты, иерархически расположенные на космологической шкале,  созерцание которых позволяет достигнуть пророческого состояния, а также, одновременно, – это внутренние психологические состояния души мистика, соединяющейся с Богом. Здесь мы сделаем акцент на слове созерцание, то есть на рисунок, как в мандолах, на которые медитируют в индуизме.
  На остальной части Европы в это время свирепствовала папская инквизиция, которая возникла как инструмент борьбы с вероотступничеством, с катарами. В 1031 распался Кордовский халифат. Слабые государства уже не смогли противостоять европейским королям. А в период Реконкисты Кордова в 1236 году перешла под власть кастильского короля. В конце 1492 веке остатки халифата полностью пали под натиском испанских и французских войск, начались притеснения евреев, но особенно христиан, которые увлекались каббалой.
   Вот в этот момент нужно было каким-то образом спрятать знания и, скорее всего, к обычным игральным картам именно христиане каббалисты добавляют 22 аркана, которыми пользовались в медитативных практиках. Вспоминаем, что первая колода идентичная современным, была датирована 1450 году. Старшие Арканы четко ложатся на древо Сефирот.
    Каббалистическое учение, которое более четко начинает оформляться в 12 веке, в 15 веке сформировалось в конкретную школу. Впервые изображение «дерева сефирот» появилось на титульном листе каббалистической книги «Portae Lucis» изданной в 1516, перевод латинский рукописи "Шаарей Ора" (Врата света) Иосифа Гикатиллы, написанной им предположительно в 1290 году. Ранее графические изображения Древа не встречалось. У нас начинают потихоньку складываться пазлы этой загадки. Итак, можем подвести итог, колода карт Таро, идентичная современным колодам, сложилась, скорее всего, где-то в 13 веке. Да в ней хотели спрятать тайные знания, только не в Древнем Египте, а в средневековой Европе.
      Есть еще одно предположение и попробуем рассмотреть еще одну легенду о Таро, о котором часто упоминают – Тамплиеры, как же они могут быть связаны с картами Таро. Вспоминаем, что тамплиеры или Храмовники в Иерусалиме квартировались на месте Храма Соломона и занимались археологическими раскопками. Они могли что-то интересное там найти. Тамплиеров обвиняли в поклонении Бафомету. Название карты Дьявол или Бафомет относит нас к такому понятию, как христианский гностицизм, который рьяно преследовался католической церковью и был полностью истреблен в Европе уже в 6-7 веках, но не на Ближнем Востоке. Понятие Бафомета характерно для этого вероучения, как обозначение бога материального мира, «мудрости в материи». Но гностицизм не умер до конца и переродился в новое направление. В 11 веке на юге Франции и севере Италии возникает новое учение – катары или альбигойцы, это дуалистическое учение близкое к пониманию устройства мира гностиками, которые отрицали Христа, как материализацию бога и считали его просто Пророком.  Мир, учили катары, является ареной борьбы двух непримиримых начал: Добра и Зла. Дух является творением Добра, а материя, осквернившая и сковавшая дух, создана Злом. Возникает что-то среднее между гностицизмом и митризмом, учения, которые господствовали в Римской империи, периода распада.
И…  в начале 13 века Папа снаряжает на борьбу с катарами крестовый поход. Тамплиеры отказались участвовать в этом крестовом походе. Но им было разрешено принимать еретиков в свое братство. Они оказывали явное покровительство гонимым «еретикам», что удивляло как современников, так и исследователей. До сих пор историки высказывают самые невероятные версии — вплоть до гипотезы, что Орден Храма был основан тайными катарами для подрыва католической церкви.
 Однако все может быть значительно проще, известно, что Орден Храма был основан в 1118 году в Иерусалиме рыцарем Гуго де Пайеном, который являлся вассалом графа Шампанского — одного из самых могущественных властителей Южной Франции и был связан с учением катаров.
Учение катаров не было единым и может быть такой вариант, что одна из сект зашифровала свои знания в  Старших Арканах карт Таро. В крайнем случае, это учение явно повлияло на его создателя.
Иконография  карты Дьявол не является древним изображением. В ранней христианской иконографии Дьявола представали в виде ангела, а в более поздней традиции его изображали в виде дракона или змея. Дьявол, как животное с козлиной мордой, появляется в изображениях только в конце 12-го века. Такие детали, как крылья летучей мыши, не появляются до 14-го века. Эта иконография на ранних изображениях Аркана «Дьявол» является убедительным аргументом против теорий более древнего изобретения карт Таро.
    В колоде Висконти-Сфорца и подобных ей, что очень хочется подчеркнуть, нет ни одного символа, принадлежащего египетской или вообще восточной культуре. Они все принадлежат культурным понятиям эпохи Ренессанса. В это время возникает интерес  к античной культуре, учению Платона, выходят на поверхность гностические и мистические идеи.
Все выше перечисленные доводы приводят нас к мысли, что карты Таро были созданы, скорее всего, магами эпохи Ренесенса. Колода представляла символическое видение реальности, облеченное в образную систему

 Зарождение христианской Каббалы.

Во времена Возрождения, в конце 15 века появляется так называемая Христианская каббала. Христианских каббалистов той эпохи питал другой источник: это было учение о некоем предвечном Божественном откровении, дарованном людям и ими утерянном. Центром этого движения стала во второй половине 15-го века созданная флорентийским аристократом Козимо Медичи Платоновская Академия во Флоренции. Его главными представителями были известный философ-неоплатоник Марсилио Фичино (1433-1499), который перевел с греческого языка на латынь корпус сочинений Платона, Плотина, некоторые неоплатонические и герметические тексты, и его ученик Пико делла Мирандола (1463-1494), “отец” христианской Каббалы. Именно делла Мирандола несет основную ответственность за резко возросший интерес к Каббале в эту эпоху.
Не умозрительно-абстрактным, но настоятельно-жизненным было желание отыскать в еврейской мистике решающие подтверждения христианских догматов, и прежде всего – догмата о Троице и о богочеловеческой природе Христа. Доводы, почерпнутые в Каббале, были бы решающими же именно потому, что она воспринималась как традиция, передающая истинное Откровение, восходящее к Моисею, и отчасти просвечивающая в сочинениях пифагорейцев, орфиков и неоплатоников. Пико делла Мирандола и последующие христианские каббалисты видели свою задачу в том, чтобы устранить при помощи Каббалы все существенные разногласия между христианством, иудаизмом и исламом, выделить из этих религий, а также из греческой мудрости искры Божественного откровения и создать новую религию, которую делла Мирандола называл “универсальным христианством”. Эта новая религия рассматривалась вовсе не как какое-то новшество, но как утраченная первоначальная традиция. Вера в такую первоначальную традицию (prisca theologia) является одним из главных мотивов, определивших отношение к Каббале в последующие века.

Еще один вариант возникновения Таро

Первые колоды Таро в XV столетии не были подписаны и пронумерованы. Значит смысл и значения карт людям был понятен и не нуждался в объяснениях. Точно определить порядок следования Арканов невозможно. Можно допустить, что этот порядок был родственен последовательности Старших Арканов в поздних колодах, которые содержали нумерацию.
«I Trionfi»
Историк искусства Гертруда Моукли высказывала еще одну гипотезу возникновения Таро. Она основывается на моду в то время создания
иллюстрации к известной поэме поэта Петрарки, носившей название «I Trionfi» («Триумфы»). Любовная поэма, где в традиции трубадуров, путник странствует в поисках идеализированного объекта своей любви. Поэма написана около 1340 года и состоит из шести частей: «Триумф Любви», «Триумф Целомудрия», «Триумф Смерти», «Триумф Славы», «Триумф Времени» и «Триумф Вечности». По сюжету она сходна с «Божественной комедией» Данте, но была более известной в свое время. Многие гравюры с иллюстрациями к поэме Петрарки настолько схожи с Старшими Арканами Таро, что Гертруда Моукли говорит о влиянии Таро на традицию итальянской гравюры. В этих гравюрах странствующий Дурак встречает проводника — Мага. Папа и Папесса, Император и Императрица — пленники в процессии, которую возглавляет Купидон, изображенный в колоде Висконти на карте «Влюбленные», они представляют первую часть  — Триумфу Любви.  В «Триумф Целомудрия» включает Лауру на колеснице — а в колоде Висконти на Колеснице восседает женщина. За Колесницей следует Правосудие, Отшельник, Колесо Фортуны, Повешенный, Смерть, Дьявол и Башня. В гравюрах к следующим Триумфам присутствуют Солнце, Звезда и Луна. В конце, появляется Страшный суд.

                                                                Заболотная Марина из книги: "Непредуманные истории о картах Таро"
Контакты


8-929-921-90-41
8-905-578-05-29
energopci-b2b@yandex.ru

Адрес

Москва, ул. Льва Толстого дом 19/2

2012 © Магия-биоэнергетики.рф

Социальная сеть АНТАКАРАНА для всех, кто идет путем самосовершенствования
Всё о развитии человека и самопознании